Andrew Minaev (andrew_minaew) wrote,
Andrew Minaev
andrew_minaew

О ВОСПРИЯТИИ МИРА

Общеизвестно, что существует так называемый "основной вопрос философии", гносеологическая (познавательная) сторона которого вопрошает, может ли человек познать мир в его истинном состоянии. Как правило, ответ не вызывает сомнений. Однако некоторая часть людей (релятивисты) отвечают: "нет, не может".

Проблема, конечно же абстрактная и для 99% населения Земного сфероида совершенно надуманная. Но...

Почему же так много людей находятся в плену конспирологии, веря во всяческие мировые заговоры, закулисья, в то, что "ученые и правительства скрывают истину"? Почему же они считают себя этакими буратинами, проткнувшими нарисованный очаг и заглянувшими ПО ТУ СТОРОНУ наших представлений о мире?

Существует философское течение, именуемое "солипсизм". Его представители считают, что мир иллюзорен, а органы чувств человека не дают никаких представлений о нем. Эти мысли восходят к древневостойным (буддистским и манихейским) гностическим взглядам на материальный мир как на иллюзию скованного преградами духа. Еще Платон полагал, что люди познают лишь тени истинного мира. Один древнекитайский философ сказал: "Мне снился сон, в котором я увидел себя бабочкой. Проснувшись, я перестал понимать, кто я: человек, которому приснилось, что он бабочка, или бабочка, которой приснилось, что она человек...".

В наше время эти мысли находят новое воплощение. Братья Вачовские, собственно, ничего нового и оригинального не придумали — но ведь среднестатистический обыватель не читал не только Платона, но даже и соплеменника Вачовских — истинного гения в области фантастики и футурологии — Станислава Лема. Поэтому и "Матрица" была воспринята как нечто кардинально новое и несусветно оригинальное.

Пережил период заинтересованности солипсизмом и я. В детстве я часто болел, и, возвращаясь в нелюбимый класс после двух-трехнедельного отсутствия, испытывал понятный психический дискомфорт. Борясь с ним, я на уроках закрывал глаза и представлял себе, что лежу на своем любимом диване с интересной книгой в руках. Через некоторое время я уже не мог понять (прямо как тот древнекитайский философ), то ли я сижу на уроке, представляя себя дома, то ли я лежу на диване, представляя себя за партой. Но, конечно же, ни о каком солипсизме я тогда не слыхал, о нем я прочитал лишь лет эдак через десять...

Со временем я, однако, понял, что эти размышления не стоят выеденного яйца. Ведь даже если солипсисты правы и наш мир иллюзорен, а мы не имеем и никогда не будем иметь ни малейшего представления о его истинном содержании, признать это — означает отказаться от самой возможности познания, дарованной нам миллионолетней эволюцией. Признать иллюзорность мира означает поставить крест на поступе человечества вперед и ввысь — к овладению тайнами Вселенной и использованию в своих целях ее законов. Поэтому солипсизм (как и его младший брат релятивизм, и их сводная сестра конспирология) стоит воспринимать всего лишь как забавные исторически сложившиеся гносеологические концепции, в чем-то предшествующие постмодернизму — современному течению, вообще отбрасывающему вопрос истины или ложности бытия и познания далеко в сторону...

И последнее. На месте Вачовских, если быть последовательным солипсистом, я поставил бы вопрос иначе: а чем доказано, что мир пробудившегося в саркофаге Немо — и есть истина? А может быть это тоже иллюзия, навеянная некой "Первоматрицей" — первичной программой, на основе которой создавались все последующие модификации? Или же, наоборот, истинной является именно наш мир, а все приключения Немо — результат неких болезненных процессов в его сознании?.. Но Вачовские или не дочитали великого Лема, или сочли его мысли слишком сложными для перекормленных гамбургерами мозгов обывателей...

14/04/2013

© [AWM]
Tags: андрмин, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments